Вопрос 4: Характерные черты парламентской республики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 4: Характерные черты парламентской республики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

Вопрос 5: Характерные черты президентской республики

Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.

Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

Особенности парламентской республики

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болга­рии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограни­ченными, а реальная исполнительная власть осуществляется прави­тельством.

Парламентская республика возникла в 19 веке, распространение получила в 20 веке. Большинство стран западной Европы является парламентскими республиками: Италия, страны Балтики.

Президент не является главой правительства и исполнительной власти. Глава государства обладает слабыми и ограниченными полномочиями. Парламент обладает сильнейшими полномочиями – он является полновластным органов, формирует правительство и избирает президента. Правительство подчиняется Парламенту.

Главой правительства назначается глава парламентского большинства. Правительство формируется парламентом. При коалиционном правительстве ключевые места занимают политики наибольшей партии.

Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.

Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.

Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

Понятие формы государственного устройства;

Унитарное государство. Общая характеристика;

Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

Характеристика и черты президентской и парламентской республик

Создание смешанных форм объясняется экспериментами в работе над исправлением недостатков той или иной системы. Подобные попытки могут приводить в итоге к усилению роли парламента или президента. Наиболее плодотворно смешанная форма работает в государстве, где президент и парламент относятся к единому политическому спектру.

Очевидным достоинством системы будет то, что подобная форма управления страной позволяет менять ее тип без значительных гражданских потрясений. Причем переход будет легитимным.

К плюсам наличия смешанной формы в государстве относят «жесткое» правовое разделение: исполнительная власть реализуется правительством. Премьер-министр в этом случае обладает разнообразными полномочиями. Одновременно с этим исполнительная и законодательная власти обладают большими полномочиями по отношению друг к другу, потому что между ними выстраивается система «сдержек и противовесов», сохраняющая баланс. Подобные республики дают людям возможность чувствовать себя защищенными с точки зрения права.

К ключевым недостаткам системы, как ни странно, относится наличие «двух правительств»: официального установленного и другого — подчиненного. Если между двумя равными сторонами возникнет противоборство и конфликт, возможен «кризис власти». При балансе полномочий и равных силах противостояние может привести к гибели системы и уничтожению государства. Таким образом, по ряду признаков форма признается неустойчивой, и это главный ее минус.

feniks.help — Скорая помощь студентам

Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.

С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.

Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.

Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.

Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.

Современные парламентские республики

Среди стран бывшего СССР к ним относятся Армения (с 2018 года), Кыргызстан, Молдова, Эстония, Латвия и Грузия. Многие страны Европы имеют такой вид государственного устройства: ФРГ, Болгария, Греция, Албания, Италия, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Исландия, Мальта все республики бывшей Югославии и Швейцария. Самой маленькой парламентской республикой Европы является Сан-Марино.

В Азии к парламентским республикам относятся Израиль, Мьянма (с 2010 года и в период с 1948 по 1962), Сингапур, Ливан, Непал, Пакистан, Ирак, Индия. Последняя интересна тем, что является самым населенным государством с данной формой правления, свыше 1 млрд жителей.

Некоторые экзотические страны также стали парламентскими республиками, например, островные Фиджи, Вануату, Науру, Маврикий, Тринидад и Тобаго и континентальные – Сомали и Ботсвана.

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

Читайте также:  Организация, состав и порядок ведения работ

К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Современные парламентские республики

Среди стран бывшего СССР к ним относятся Армения (с 2018 года), Кыргызстан, Молдова, Эстония, Латвия и Грузия. Многие страны Европы имеют такой вид государственного устройства: ФРГ, Болгария, Греция, Албания, Италия, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Исландия, Мальта все республики бывшей Югославии и Швейцария. Самой маленькой парламентской республикой Европы является Сан-Марино.

Парламентская республика не является каким-то конечным видом государственного устройства. Например, в Чили она просуществовала с 1891 по 1925 год, с ней покончил государственный переворот, в результате, страна стала президентской республикой. Литва была парламентской республикой в 1920-1926, Польша – в 1919-1939, Индонезия – в 1945-1959.

В Азии к парламентским республикам относятся Израиль, Мьянма (с 2010 года и в период с 1948 по 1962), Сингапур, Ливан, Непал, Пакистан, Ирак, Индия. Последняя интересна тем, что является самым населенным государством с данной формой правления, свыше 1 млрд жителей.

Некоторые экзотические страны также стали парламентскими республиками, например, островные Фиджи, Вануату, Науру, Маврикий, Тринидад и Тобаго и континентальные – Сомали и Ботсвана.

Президентская и парламентская республика отличия

Президентская Парламентская Смешанная
Президент (глава государства) избирается населением Президент ( глава государства) избирается и контролируется парламентом Президент ( глава государства) избирается населением.
Глава правительства — президент Глава правительства – премьер –министр (ключевая роль в управлении). Глава правительства – премьер-министр.
Правительство назначается президентом Правительство формируется парламентом. Правительство назначается президентом.
Правительство несёт ответственность перед президентом Правительство несёт ответственность перед парламентом. Правительство несёт ответственность перед парламентом и президентом.

Парламентская Республика Происхождение, характеристики

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  • президент является главой государства;
  • президент избирается путем всенародного голосования;
  • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  • верховенство парламента;
  • глава государства выполняет представительскую роль;
  • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  • ответственность правительства перед парламентом;
  • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  • президент избирается путем народного голосования;
  • президент не является главой исполнительной власти;
  • правительство возглавляет исполнительную власть;
  • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болга­рии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограни­ченными, а реальная исполнительная власть осуществляется прави­тельством.

Парламентская республика возникла в 19 веке, распространение получила в 20 веке. Большинство стран западной Европы является парламентскими республиками: Италия, страны Балтики.

Президент не является главой правительства и исполнительной власти. Глава государства обладает слабыми и ограниченными полномочиями. Парламент обладает сильнейшими полномочиями – он является полновластным органов, формирует правительство и избирает президента. Правительство подчиняется Парламенту.

Главой правительства назначается глава парламентского большинства. Правительство формируется парламентом. При коалиционном правительстве ключевые места занимают политики наибольшей партии.

Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.

Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.

Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

Понятие формы государственного устройства;

Унитарное государство. Общая характеристика;

Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

Читайте также:  Налог для самозанятых граждан — что это такое?

Вопросы лекции:

  1. Понятие формы государственного устройства;

  2. Унитарное государство. Общая характеристика;

  3. Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

  4. Административно-территориальное устройство;

  5. Автономия

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

  • Понятие и признаки нормативно-правовых актов
  • Стадии законотворческого процесса
  • Разновидности правотворчества
  • Законотворческий процесс в России
  • Правотворчество субъектов РФ
  • Виды правотворчества
  • Стадии правотворчества
  • Сущность и принципы правотворчества
  • Понятие и функции правотворчества
  • Соотношение системы права и системы законодательства

Парламентаризм как система правления восходит к Древней Греции, хотя он не похож на то, что сейчас считается таковым..

Например, в Афинах все свободные граждане (только мужчины, которые не были рабами) были членами парламента и могли голосовать по предложениям о политических действиях.

Римляне также практиковали этот тип правительства. В республиканскую эпоху система формально напоминала парламентскую республику, хотя, учитывая то, как были избраны сенаторы, ее можно считать лишь отдаленным предшественником..

В остальной части Европы кортесы королевства Леон считаются первым случаем парламентского правления, в данном случае в монархии.

Это была форма, принятая многими правительствами в средние века, хотя у короля были почти все политические атрибуты, а парламенты были ниже его полномочий.

В Англии после войны 1640 года между королем Карлом I и его парламентом была внедрена система, в которой последний фактически взял на себя большую часть законодательных и административных прерогатив..

Большинство парламентских республик происходит от эволюции монархии того же типа в республику. Его появление не было однородным процессом, но зависело от обстоятельств каждой страны.

Франция была одной из первых, в которой появился этот режим правления. Когда Наполеон III потерял власть в 1870 году после франко-прусской войны, страна стала республикой. Она называлась Третьей Республикой и имела некоторые изменения по сравнению с предыдущими.

Основным отличием была потеря функций президентского деятеля, одна из характеристик парламентских республик. Таким образом, именно Палата осуществляла королевскую власть, которая оставалась до Второй мировой войны и последующего вторжения нацистов..

Когда война закончилась, Франция пережила очень нестабильные периоды. Наконец, систему, существующую сегодня в стране, можно назвать Президентской Республикой, как и в Соединенных Штатах, поскольку президентская фигура обладает широкими полномочиями..

Часть стран, которые достигли независимости на протяжении всего двадцатого века, особенно те, которые принадлежат Содружеству, напрямую перешли к самоуправлению с системой парламентской республики.

То же самое произошло, когда коммунистический блок исчез в Восточной Европе. Хотя до Второй мировой войны большинство из них были монархиями, когда они получили демократию, почти все выбрали республику.

Основной характеристикой этого типа правительства является то, что президент республики не является главой правительства.

Это, однако, глава государства, но их функции обычно являются репрезентативными или, как в Италии или Германии, отвечают за посредничество в некоторых деликатных вопросах.

В данном случае именно премьер-министр возглавляет действия правительства, а парламент, который его назначает, осуществляет контроль над правительством и законодательной властью..

Именно в этом парламенте происходит максимальная политическая активность. У него есть последнее слово во время выборов президента, которое обычно по предложению премьер-министра.

Как указывалось выше, функции президента как главы государства довольно скудны.

Несмотря на то, что в некоторых законодательных актах его подписание необходимо для вступления в силу парламентских соглашений или предложений правительства, на практике это всего лишь простой формализм.

В некоторых странах он отвечает за роспуск парламента и проведение новых выборов, хотя, опять же, они обычно являются полностью автоматическими актами по требованию премьер-министра..

Это ключевая фигура в структуре системы Парламентской Республики. Он является главой исполнительной власти и, как правило, избирается самим парламентом..

Одной из функций премьер-министра является выдвижение кандидата в президенты, что должно быть одобрено парламентской палатой..

Основное различие между Республикой и Монархией, когда они являются парламентскими, состоит в том, кто держит главу государства.

В первом случае это демократически избранный президент, прямо или косвенно. Напротив, в монархиях этот штаб занят королем, в наследственном положении.

Что касается прерогатив, обычно между этими двумя системами нет различий. Монархи парламентских систем выполняют только репрезентативную работу, хотя они должны подписывать законы, исходящие от правительств..

Лишь изредка, очень редко могут происходить столкновения между королем и парламентом..

Например, в Бельгии несколько лет назад монарх отрекся от престола на несколько часов, чтобы не подписывать подготовленный правительством проект закона об абортах..

После одобрения он возобновил работу. Эти расхождения обычно не приводятся в республиках, так как президент может быть смещен.

Некоторые из монархий этого типа — британские, испанские или северные страны в северной Европе..

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) монархия Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Теократическая монархия Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете.
Ограниченная монархия Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная.
Сословно – представительная монархия Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании.
Конституционная монархия Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую.
Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская монархия Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.
Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.

Республика – это форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выбранными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета[6] .

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования (избрания) собраний, советов определяют различные республиканские (от лат. respublica – «общее дело») формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

Отличия президентской от парламентской республики

Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.

Читайте также:  Как проверить недвижимость перед покупкой

Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • избрание главы государства парламентским большинством;
  • президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
  • правительство находится под контролем парламента.

Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.

Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:

  • парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
  • в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
  • в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.

Ошибка установки соединения с базой данных

В президентской республике ведущую роль в системе государственного управления, в свою очередь, играет президент — глава исполнительной ветви власти и одновременно — государства.

Он получает свою должность также посредством всенародных выборов.

В зависимости от демократической традиции, сложившейся в конкретной стране, кандидат на должность президента может находиться в составе какой-либо партии (как в США) либо быть беспартийным (как в России).

Ведущая роль главы государства в президентских республиках выражается в разных аспектах. Как правило, это связано с очень широким кругом его полномочий в части внутренней и внешней политики.

Что касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, данная процедура, как правило, требует участия высших законодательных органов власти. Однако кандидаты на должность премьер-министра, а также глав ведомств обычно предлагаются президентом страны.

Примеры типичных президентских республик — Россия и США. В РФ в руках главы государства сосредоточены огромные полномочия. Иногда Россию называют «суперпрезидентской» республикой. Можно отметить, к слову, что Президент РФ формально не относится к исполнительной ветви власти. Но на практике он оказывает очень большое влияние на деятельность Правительства и министров.

Так, по предложению Президента РФ на свою должность утверждается Премьер-министр (его кандидатуру должны одобрить депутаты Госдумы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Председателя Правительства, а также главы министерств (их кандидатуры предлагаются, в свою очередь, Премьер-министром).

В свою очередь, Президент США формирует Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента. Отметим, что должность Премьер-министра или близкая к ней (которая могла бы, к примеру, звучать как «глава Кабинета») в США не учреждена.

Главное отличие парламентской республики от президентской в том, что в государстве первого типа ведущую роль в системе государственной власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее наибольшей полнотой политической власти. В странах второй категории максимальные полномочия — у президента, возглавляющего исполнительную ветвь (или непосредственно влияющего на ее работу).

В парламентских республиках население страны принимает прямое участие — на уровне общенациональных выборов — чаще всего только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветви власти.

Парламентская республика Президентская республика
Что между ними общего?
В парламентских республиках может быть предусмотрена должность президента
В обоих типах республик есть парламент, и граждане страны принимают участие в его формировании
Парламент так или иначе принимает участие в формировании Правительства — с большим или меньшим объемом полномочий
В чем разница между ними?
Президент, как правило, назначается парламентом, имеет относительно немного полномочий Президент — глава государства, который избирается населением и имеет большой объем полномочий
Глава правительства и министры назначаются парламентом, как правило, без согласования с президентом Глава правительства (если его должность предусмотрена), а также министры назначаются президентом по согласованию с Парламентом (иногда главы ведомств назначаются президентом напрямую — как в России)
Ведущую роль в политической системе государства играет глава Правительства Ведущую роль в политической системе страны играет президент

В различных формах первые республики существовали еще в древности, например, аристократическое государство Рима и демократическое в Афинах и Коринфе. В Средневековье они существовали в виде самостоятельных городов-государств, таких как Новгород, Дубровник, Бремен и т. д. В Новое время первой республикой стали Соединенные Штаты Америки.

Эту форму правления можно назвать противоположностью монархии. Прежде всего она предполагает, что государством управляет не один человек, а специальный коллегиальный орган – сенат, народное собрание, парламент, рада или должностное лицо.

В отличие от монарха, который наследует власть и правит пожизненно, правительство республики избирается на определенный срок. Глава государства тоже выбирается или назначается специальным представительным учреждением.

Парламентская и президентская республика: сходство и различие

Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:

  • принятие решения о роспуске парламента,
  • нормотворчество,
  • ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.

Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.

Для нее характерно:

  • Существование постов президента и премьер-министра.
  • Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
  • Отчетность правительства перед парламентом.
  • Возможность роспуска парламента по указу президента.

Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.

Смешанные республики —, Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).

Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:

  1. 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
  2. 2-й Ким Чен Ир (сын),
  3. 3-й Ким Чен Ын (внук).

Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:

  1. Парламент разрабатывает и принимает законы.
  2. Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
  3. Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.

Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».

Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *