Обгон на пешеходном переходе: разрешено или нет, размер штрафов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон на пешеходном переходе: разрешено или нет, размер штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подъезжая к пешеходному переходу в 2021 году, водитель обязан уступить дорогу людям, переходящим дорогу по зебре. Если автомобиль остановился, граждане, находящиеся за рулем других машин и движущиеся в том же направлении, обязаны выполнить аналогичные действия. Подобное правило закреплено в пункте 14.2 ПДД РФ. Необходимо дождаться, пока человек завершит переход. Только после этого допустимо продолжение движения.

Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?

Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.

Таблица наказаний за обгон
Ситуация на дороге или манёвр Это разрешено? Наказание
«Обгон» без выезда на встречную полосу Разрешено Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе
«Обгон» справа по дороге Разрешено, если нет сплошной Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ
«Обгон» по попутной обочине Запрещено Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15
На пешеходном переходе Запрещено Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15
Через сплошную линию разметки Запрещено Также 12.15, часть 4
Через двойную сплошную Запрещено Статья 12.15, часть 4
Под знак «Обгон запрещён» Запрещено Статья 12.15, часть 4
На перекрёстке Условно разрешено Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав
Колонной Запрещено Статья 12.15, часть 4
На ж/д переезде Запрещено Статья 12.15, часть 4
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) Запрещено Статья 12.15, часть 4
В туннеле Запрещено Статья 12.15, часть 4
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги Условно запрещено Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2022 года
Если на дороге 4 и более полосы Запрещено Статья 12.15, часть 4
Если на дороге вообще нет разметки Условно разрешено Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога
Обгон по трамвайным путям Условно разрешено Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью
Обгон трамвая Запрещено Статья 12.15, часть 4

Когда назначается штраф за обгон на пешеходном переходе в 2021 году?

Запрет на обгон на пешеходном переходе с назначением штрафа накладывает пункт 11.4 ПДД РФ. Наказание в отношении водителя в 2021 году применят в следующих случаях:

  1. Обгон начат на пешеходном переходе, а завершен вне зебры.
  2. Водитель решил объехать движущийся впереди автомобиль и вернулся на свою полосу менее, чем за 5 м до перехода.
  3. Человек начал обгон до зебры и закончил на ней.

Выехав на встречную полосу для объезда движущегося впереди автомобиля, водитель может осознать, что не успеет завершить маневр до пешеходного перехода. Чтобы исправить ситуацию, автолюбители прекращают обгон, притормаживая и возвращаясь на прежнюю траекторию движения. Если водитель оказался на своей полосе менее, чем за 5 м до пешеходного перехода, считается, что было допущено нарушение. Помимо вышеописанных ситуаций, штраф за обгон на пешеходном переходе в 2021 году по статье 12.15 КоАП РФ накладывают в следующих ситуациях:

  • пешеходный переход находится за пределами населенного пункта;
  • был выполнен обгон тихоходного транспортного средства;
  • разметка на дороге плохо видна;
  • нарушитель очень спешит;
  • на переходе отсутствуют люди;
  • на дороге нет сплошной разметки;
  • пешеходный переход регулируется светофором.

Пересечение дорожной разметки фиксируется специальными камерами, после чего составляется протокол о нарушении. Если у обвинителя имеются весомые доказательства того, что гражданин совершил правонарушение, выйти сухим из воды вряд ли удастся, но действуя правильно, можно добиться минимального наказания.

Отличие опережения от обгона

Понятие опережение в ПДД выделяют отдельно. Не стоит путать его с обгоном. В 2021 году опережением называют объезд транспорта без выезда на встречную полосу. Оно может быть выполнено, если на попутном участке дороги присутствуют две и более полосы. Траектория движения при этом может не меняться

В отличие от объезда, обгон предполагает целенаправленный объезд автомобиля, движущегося впереди. Водитель вынужден изменить траекторию движения и выехать на встречную полосу. Маневр считается более опасным.

Выполнение опережения на пешеходном переходе условно разрешено. Однако лицо, осуществившее такой маневр, могут привлечь к ответственности. В п. 11.5 Правил дорожного движения отражено, что опережение допустимо, если соблюдаются нормы п. 14.2 вышеуказанного нормативно-правового акта. Норма предписывает замедлиться или остановиться, если аналогичную манипуляцию перед переходом выполнило другое транспортное средство. Двигаться дальше разрешено лишь после того, как пешеход перейдет через проезжую часть. Если вышеуказанные правила не соблюдаются, накладывается штраф ГИБДД в размере 1500 руб. Его применение регламентирует статья 12.18 КоАП РФ.

Что считается выездом на встречную полосу движения

Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.

Читайте также:  Если ветеран труда не собственник квартиры

Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.

На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.

Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.

Освобождение от санкций

Каждый водитель может попробовать оспорить протокол, составленный сотрудником ДПС, в мировом суде. В данном случае нужно привести все доказательства, свидетельствующие о невиновности. В определенных случаях потребуются даже свидетельские показания. Данный факт не следует оставлять без внимания.

При некоторых обстоятельствах водитель может быть полностью освобожден от наказания, например:

  • протокол составлен сотрудником ГИБДД с нарушениями, в нем есть неясности и недочеты, на это нужно обязательно указать суду;
  • водитель совершил обгон с целью избежания несчастного случая (потребуются медицинские документы и свидетельские показания);
  • у автомобиля резко отказали тормоза, и автолюбитель просто не мог остановиться и вовремя затормозить;
  • при отсутствии знаков, когда зимой «зебра» засыпана снегом.

Самое главное, что водитель, уверенный в своей невиновности, должен отстаивать правоту. При необходимости лучше всего будет обратиться к квалифицированному юристу, который имеет положительный опыт в разрешении подобных дел.

К каким последствиям приводит неправильный маневр?

Из-за несоблюдения участниками дорожного движения правила обгона страдает в первую очередь пешеход – самый незащищенный участник дорожного движения. Водителю, обгоняющему в местах пешеходного перехода, затруднен обзор из-за едущего впереди транспорта. А перед ним кто-то может переходить дорогу. Логично, что впереди едущее средство тормозит перед «зеброй», чтобы пропустить людей.

Пешеход может начать переходить проезжую часть и с противоположной стороны улицы. Шофер, выезжающий в этот момент на полосу, предназначенную для встречного движения, собьет его. В лучшем случае это приведет к ушибам и переломам, а в худшем – к летальному исходу. Не стоит водителю забывать и о детях, которые часто выскакивают на дорогу внезапно и не смотрят по сторонам. Хотя взрослые тоже часто не следят за безопасностью при переходе проезжей части.

Ситуаций, когда шоферы сбивали пешеходов на «зебре», немало. Поэтому в законодательстве и появился категорический запрет обгона на переходе. Но даже вне перехода действия водителя должны быть подчинены следующим правилам:

  1. Нужно удостовериться, что обгон безопасен для транспорта и людей, совершающих переход.
  2. Нужно убедиться, что встречные машины отсутствуют, а на встречной полосе достаточно места для совершения маневра.
  3. Нельзя обгонять, если:
  • впереди едущее транспортное средство включило сигнал левого поворота или начало совершать обгон;
  • едущее сзади транспортное средство начало обгон;
  • транспортное средство на встречной полосе совершает обгон;
  • после обгона нельзя вернуться в свою полосу, не создав помеху обгоняемому транспортному средству.

Штрафные санкции за нарушение

Кодекс административных правонарушений РФ предусматривает взыскание согласно статье КоАП 12.15, в которой регламентируются ПДД на переходе и ответственность за нарушение законодательных норм.

Зафиксировать нарушение может:

  1. Инспектор ГИБДД при выполнении внеплановой или плановой проверки, по результатам которой на месте составляется протокол, предусматривающий штраф в размере до 5000 рублей.
  2. Регистратор или видеокамера, запечатлевшие момент правонарушения, при этом взыскание вместе с номерными знаками машины и фотографией, фиксирующей правонарушение, отправляются нарушителю по почте, по месту жительства с одновременным занесением информации в компьютерную базу данных.

Дополнительно сотрудники ГИБДД могут оформить штраф за обгон в размере 1500 рублей.

Основаниями для такого вида штрафных санкций могут быть следующие ситуации:

  • остановка машины произошла после начала движения пешехода;
  • неправильная остановка автомобиля, при котором машина заехала на линию «зебры»;
  • водитель начал движение раньше, чем последний участник движения пешком достиг противоположной стороны «зебры»;
  • машина резко набрала скорость после пересечения «зебры».

Помимо наложения штрафа, водителя могут лишить удостоверения, решение о виде санкционных мер в отношении конкретного нарушителя определяется в ходе слушания материалов дела в суде.

Многие сталкиваются с вопросом о том, что ждет за обгон на пешеходном переходе в 2019 – штраф или лишение прав. В большинстве случаев водителям грозит и то и другое. Это связано с тем, что описанный проступок считается тяжелым, ведь часто из-за таких нарушений страдают прохожие.

Разрешается ли выполнить обгон на пешеходном переходе?

В 2021 году установлен полный запрет на обгон на пешеходном переходе. Норма закреплена в пункте 11.4 ПДД РФ. Никаких исключений из правила не предусмотрено.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

Коррективы в действующее законодательство внесли совсем недавно. До 2021 года обгон был допустим, если на переходе отсутствовали пешеходы. Закон предписывал удостовериться в том, что рядом с зеброй и на ней нет людей, желающих пересечь проезжую часть. После этого допускался обгон движущегося впереди транспортного средства.

Потребность в пересмотре правил возникла из-за участившихся аварий. Совершая опасный маневр, водители часто проявляли невнимательность или не могли оценить обстановку здраво. В результате происходили наезды на пешеходов.

Когда назначается штраф за обгон на пешеходном переходе в 2021 году?

Подъезжая к пешеходному переходу в 2021 году, водитель обязан уступить дорогу людям, переходящим дорогу по зебре. Если автомобиль остановился, граждане, находящиеся за рулем других машин и движущиеся в том же направлении, обязаны выполнить аналогичные действия. Подобное правило закреплено в пункте 14.2 ПДД РФ. Необходимо дождаться, пока человек завершит переход. Только после этого допустимо продолжение движения.

Читайте также:  Россиян начнут штрафовать за резину не по сезону

Запрет на обгон на пешеходном переходе с назначением штрафа накладывает пункт 11.4 ПДД РФ. Наказание в отношении водителя в 2021 году применят в следующих случаях:

  1. Обгон начат на пешеходном переходе, а завершен вне зебры.
  2. Водитель решил объехать движущийся впереди автомобиль и вернулся на свою полосу менее, чем за 5 м до перехода.
  3. Человек начал обгон до зебры и закончил на ней.

Выехав на встречную полосу для объезда движущегося впереди автомобиля, водитель может осознать, что не успеет завершить маневр до пешеходного перехода. Чтобы исправить ситуацию, автолюбители прекращают обгон, притормаживая и возвращаясь на прежнюю траекторию движения. Если водитель оказался на своей полосе менее, чем за 5 м до пешеходного перехода, считается, что было допущено нарушение. Помимо вышеописанных ситуаций, штраф за обгон на пешеходном переходе в 2021 году по статье 12.15 КоАП РФ накладывают в следующих ситуациях:

  • пешеходный переход находится за пределами населенного пункта;
  • был выполнен обгон тихоходного транспортного средства;
  • разметка на дороге плохо видна;
  • нарушитель очень спешит;
  • на переходе отсутствуют люди;
  • на дороге нет сплошной разметки;
  • пешеходный переход регулируется светофором.

Как правильно проезжать пешеходный переход?

В свете изменений п. 14.1 Правил Движения, у водителя появились новые обязанности:

  • В зоне действия нерегулируемого перехода пешеходов, водитель должен дождаться момента, когда последний из них покинет зону пересечения дороги. Этим действием устанавливается приоритет пешего движения.
  • Если во время движения авто обзор закрывает впередиидущий транспорт на низкой скорости, или оно остановилось, то следовавший за ним водитель обязан повторить его действия – снизить скорость или остановиться.
  • Случается так, что за пешеходным переходом движение застопорилось, может где-то поблизости случилась авария и транспорт встал в пробке. Поэтому если подобное обнаружится, то выезжать в зону пеших переходов не нужно, чтобы не усложнять людям переход на другую сторону улицы.

В ПДД категорически запрещаются любые маневры на переходе:

  1. разворот авто для противоположного движения;
  2. проезжать задним ходом;
  3. обгонять другие ТС;
  4. делать остановку или стоянку.

ПДД создаются для обеспечения безопасности для всех без исключения участников движения, а соблюдать их обязанность не только водителей, но и пешеходов.

Спорные ситуации на дороге при пересечении двойной сплошной

Помимо разрешенных маневров, пересечение двойной сплошной может быть спорным – когда двойная сплошная пересекается вроде оправдано, но правила все равно нарушает. Выписывается штраф, но человек понимает его несправедливость и обращается в суд. Чтобы не потратить свое время и усилия впустую, нужно разбираться, в каких ситуациях водитель действительно имеет все шансы доказать свою правоту.

Чаще всего спорные ситуации возникают, если на дороге разметка давно не обновлялась и стала почти незаметной. Если дорога незнакома, водитель просто мог не увидеть, что он нарушает при развороте или пересечении, и получит наказание не по своей вине. Подтвердить свою правоту можно не только с помощью дорожных камер, но и с помощью собственного видеорегистратора. Когда линии не отвечают стандарту ГОСТ Р 51256-2011, штраф могут полностью снять.

Сделайте все, чтобы исключить фальсификацию документов. Стоит снять саму дорогу, свою машину и машину ДТС. На камере нужно выставить время и дату, когда составляется протокол. Но помните, обжалование возможно только за 10 суток после получения штрафа или лишения прав – позже документы не примут. Кстати, не соглашайтесь на более слабую меру наказания, поскольку так признаете себя виноватым.

В любом случае постарайтесь не нарушать запрет на пересечение двойной сплошной. Тогда не придется думать, как обжаловать дело в суде, доказать свою невиновность и сесть за руль снова.

Получить юридическую помощь по вопросу двойной сплошной разметки можно на нашем сайте.

Случаи, в которых обгон запрещен в 2021 году

Впереди зона запрета на обгон. Часто знак запрета на обгон ставят, если впереди опасная зона: крутой поворот или подъем, из-за чего шофер не увидит встречный авто. Еще ставят временный знак в дни ремонта дорожного полотна. Когда работа закончена, рабочие и техника уехали — знак не действует. Если временное обозначение запрета не убрали в течение суток после завершения работ и вы получили взыскание за обгон, действия ГИБДД можно оспорить.

Зона, где знак работает — от точки, где его установили, до первого по пути перекрестка после него. Часто конец зоны показывает иное обозначение, которое «перечеркивает» основной рисунок. Если стоит желтый знак «Обгон запрещен», вопрос штрафа не стоит — 5 000 рублей.

Знак запрещает обгон всех ТС, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов. Знак справа — временный, его ставят во время дорожных работ

Правый знак тоже временный и также отменяет покрытие зоны, где обгонять нельзя

Запрещает разметка. Когда на трассе сплошная, двойная сплошная или сплошная линия с прерывистой — обгонять нельзя.

Впереди трамвайные пути встречного направления. Обгон по встречным трамвайным путям запрещен, это сказано в п. 9.6 ПДД.

Объезд препятствия — не обгон

Важно не путать объезд препятствия и обгон. Объезд — маневр вынужденный. Он необходим, чтобы избежать столкновения с неподвижным объектом, например, упавшим деревом. Обгон — маневр по инициативе водителя, почти всегда ради опережения. В другой нашей статье мы писали, как водителю удалось избежать потерю прав за обгон по встречке.

Обгон путём пересечения сплошной линии

Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.

В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.

Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.

При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.

Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.

Читайте также:  Состав автомобильной аптечки в 2023 году: какой она должна быть?

Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.

Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.

Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:

  • Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
  • Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
  • Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
  • Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
  • Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
  • Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
  • Выключаем правый поворотник.

Как можно оспорить решение

Перед тем как опротестовывать выписанный протокол, нужно поинтересоваться у сотрудника ГИБДД, каким способом зафиксировано нарушение. Если уполномоченное лицо предоставит фото или видеоматериал, где заметно, как водитель совершает неправомерные действия, то доказать свою невиновность не получится.
Когда инспектор говорит, что сам видел маневр,то можно попробовать оспорить решение.Для этого нужно обладать достаточными доказательствами своей невиновности.
Опротестовать постановление можно и в том случае, если нарушение зафиксировал регистратор. Камера снимает только факт пересечения сплошной линии, не учитывая обстоятельств данного действия.

Так, если водитель совершил маневр из-за крайней необходимости, то это не считается несоблюдением ПДД. Следовательно, наказание отменят. Штраф аннулируют и в случае некачественно нанесенной разметки, в других ситуациях, предусмотренных действующим законодательством.

Чтобы опротестовать постановление, обращаются к начальнику ГИБДД, чей сотрудник назначил взыскание или откуда пришла квитанция.

Составляется жалоба, в которой указывают:

  • название автоинспекции, куда направляют обращение;
  • личные данные;
  • сведения о российском удостоверении личности;
  • контактную информацию – адрес, телефон;
  • суть претензии;
  • дату;
  • подпись с расшифровкой.

На встречке и с правами

Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.

При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.

Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.

А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.

«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».

Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.

Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.

Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *